Тонк – карточная игра для двух или более игроков. Для игры нужна стандартная колода для покера в 52 карты. Каждому игроку сдается 5 карт. Остальные карты кладутся рубашкой вверх в колоду. Верхняя карта из колоды снимается и кладется рядом картинкой вверх – это куча. Далее определяется ставка – она может быть произвольной.
Карты с картинками (Валет, Дама, Король) стоят по 10 очков, Туз – 1 очко, Двойка – 2 очка, Тройка – 3 очка и так далее, Десятка – 10 очков.
Тонк – это оказавшаяся сразу после раздачи на руках у игрока комбинация карт с общей суммой очков 15 или меньше, или 49, или 50.
Сразу после раздачи карт игроки проверяют их на Тонк. Если у игрока оказался Тонк, то он должен завопить "Тонк!" и открыть карты. Каждый из игроков, не имеющих Тонк, должен выплатить игроку, у которого оказался Тонк (если Тонк оказался сразу у нескольких игроков – то каждому из них), удвоенную ставку. "Тонк!" можно кричать только сразу после раздачи – если аналогичная комбинация оказалась у кого-то из игроков уже в процессе игры, то это не Тонк.
Если ни у кого из игроков не оказался Тонк, то игра продолжается обычным образом. Ходят по кругу, первым ходит сидящий слева от сдававшего. В свой ход у игрока есть два варианта поведения на выбор:
Первый – открыться и попытаться выиграть игру. Игрок открывает свои карты и обьявляет сумму очков. Остальные игроки также открывают свои карты. Если у открывшегося игрока самое маленькое количество очков среди всех игроков, то он выигрывает и все остальные игроки выплачивают ему ставку. Если же у игрока, открывшего карты, количество очков не меньше всех – то он выплачивает удвоенную ставку каждому игроку, который имеет равное или меньшее количество очков, чем у него. Остальные игроки, у которых количество очков больше, чем у открывшего карты, выплачивают обычную ставку игроку с наименьшим количеством очков (если таковых несколько – то каждому из них).
Второй – если игрок не открылся, то он должен взять или верхнюю карту из колоды, или верхнюю карту из кучи.
Если у игрока оказалась на руках группа из трех или четырех карт одного номинала или последовательность из трех или более карт одной масти, идущих подряд (порядок – Туз, Двойка, Тройка, ..., Десятка, Валет, Дама, Король), то он может выложить эту группу карт на стол перед собой. При подведении итогов очки выложенных таким образом карт не учитываются.
Также игрок может добавлять карты той же масти к уже выложенным на стол последовательностям карт, причем с любого конца последовательности, и не только к своим выложенным картам, но и к выложенным картам других игроков. Добавлять карту к уже выложенным трем картам одного номинала нельзя.
Если у игрока остались на руках карты, то он должен сбросить одну карту в кучу (картинкой вверх). Если игрок перед этим взял карту не из колоды, а из кучи, то эту карту (если она не единственная оставшаяся) сносить нельзя.
Если игрок сумел избавиться от всех своих карт в течении хода – то он выиграл и все остальные игроки выплачивают ему ставку. В противном случае ход переходит к следующему игроку.
Примеры
Обозначения: п – пики, т – трефы (крести), б – бубны (буби), ч – черви, В – Валет, Д – Дама, К – Король, Т – Туз.
Играют: Костоправ, Гоблин, Элмо.
Первый пример
Элмо сдает:
Костоправ: 10п 8б 8ч 5п 4т = 35
Гоблин: Кт 10т 3т 2п Тч = 26
Элмо: Дч 8т 6б 2т 2б = 28
куча: 5т
Сразу после раздачи все проверяют свои карты на Тонк – на этот раз его ни у кого нет. Костоправ не хочет брать 5т из кучи, поэтому он тянет из колоды 6п и сбрасывает в кучу 10п. Гоблин тянет Тт и сбрасывает Кт. Элмо тянет 7п, сбрасывает Дч. Итого, после первого круга ходов:
Костоправ: 8б 8ч 6п 5п 4т = 31
Гоблин: 10т 3т 2п Тт Тч = 17
Элмо: 8т 7п 6б 2т 2б = 25
куча: Дч
Костоправ тянет 8п, выкладывает три карты одного номинала (8п, 8б, 8ч) на стол и скидывает 6п. Гоблин тянет 3п и скидывает 10т. Элмо тянет 7ч и скидывает 8т. Итого:
Костоправ: 5п 4т = 9 (на столе: 8п, 8б, 8ч)
Гоблин: 3п 3т 2п Тт Тч = 10
Элмо: 7п 7ч 6б 2т 2б = 24
куча: 8т
На следующем ходу Костоправ открывается с 9 очками. Поскольку его общее количество очков меньше, чем у Гоблина и Элмо, то он выигрывает, и Гоблин с Элмо выплачивают ему по ставке.
Второй пример
Элмо сдает:
Костоправ: Дт 10п 9п 6ч 5ч = 40
Гоблин: Вт 10т 4п 4т Тп = 29
Элмо: 8п 7ч 5б 2б Тб = 23
куча: Дб
Костоправ тянет Вп, выкладывает на стол 9п, 10п, Вп и скидывает Дт. Гоблин берет сброшенную Костоправом Дт, выкладывает на стол 10т, Вт, Дт и скидывает 4п. Элмо тянет 10ч, потом добавляет 8п к картам, выложенным Костоправом, а 10ч скидывает в кучу. Итого:
Костоправ: 6ч 5ч = 11 (на столе: 8п (Элмо), 9п, 10п, Вп)
Гоблин: 4б Тп = 5 (на столе: 10б, Вб, Дб)
Элмо: 7ч 5б 2б Тб = 15
куча: 10ч
Костоправ думает, что вряд ли сможет выиграть у Гоблина, так как видел, что тот отказался от четверки, так что он тянет 9ч, она ему не нужна и он ее скидывает. Гоблин открывается c 5 очками и выигрывает.